Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» в Коломне. (Второй уровень) Часть2

Продолжение. Начало – здесь http://vittasim.livejournal.com/162224.html
В центре зала второго уровня Музея Изначалья в Коломне шесть витрин, в каждой из которых как драгоценность лежит одна единственная монета. А в центральных витринах – три монеты, надпись на которых стала названием Музея – "Сие деньги коломьски". Столь почетное место отведено этим монетам не случайно. Так как наступление Безмонетного периода на Руси связано с распадом государства и потерей независимости, то, соответственно возрождение монетной чеканки означало обратный процесс – путь борьбы за независимость и создание единого Русского государства. Этот путь прошел через Коломну, которая была главной крепостью и щитом, достоянием и опорой Московского княжества, а поверх всего – «любимым градом» Дмитрия Донского. Именно в Коломне чеканятся одни из первых монет Московского княжества времени Дмитрия Донского. Каждая из них стала символом на пути к независимости и единству Русской земли.



Collapse )

Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» в Коломне. (Второй уровень) Часть1

Второй уровень музея - это глубокий сводчатый подвал 18-го столетия, где хранятся главные музейные сокровища. Он стоит на дне засыпанного рва – который тянулся от Пятницких ворот вдоль кремлевской стены к Москве-реке. К этому рву под толщей стен Пятницкой башни вел потайной сводчатый подлаз. Где был выход из него – не знает никто.



Collapse )

Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» в Коломне. (Первый уровень)

Музей Изначалья «Сие деньги коломьски» расположен у Пятницких ворот Коломенского кремля, и это – не случайно. Семь веков назад по коломенской земле проходила граница Московской Руси.  Именно от этих мест Дмитрий Иванович, впоследствии Донской,  шел на Куликово поле, Василий Дмитриевич – на сражение с грозным Тамерланом, Василий Темный – на защиту Окских рубежей. Здесь стоял «со всею силою» против хана Ахмата Иван III, готовился к отражению нашествия Крымского хана Василий III и четырежды шел покорять Казань Иван Грозный. Этот малый отрезок пути у восточных ворот коломенского кремля стал дорогой от Руси к России, местом ее исторического взлета.



Collapse )
Nord
  • orei

Неактуальность "антинорманизма"

Известно, что по "руси" есть хорошие арабские источники, ясно описывающие "русь" как торгово-пиратское сообщество типа "витальеров" или "флибустьеров". Так что, не смотря на крики адептов концепции "славяне = R1a" обсуждать "этнос русь" нет необходимости, по вполне очевидным причинам. Этничность здесь не при чём потому, что достаточно спекулятивный критерий. А вот генетическая специфика - неоспоримый.

Многие интересующиеся изучая преемственно-генетическую (родовую, в терминологии Клесова) линию N1c1, за последнее время не раз приходилось наталкиваться на антинорманнистские разоблачения. Вот ссылка на Кузьмина, там интересно про "балтийских славян" написано, но много страниц на эту тему исписано и Клесовым.

Вот от его размышлений и пойдем.

Collapse )

часы

Крещение, первые храмы. Глава из книги Г.Я. Мокеева "Московь". 2007 г.

Николай Чудотворец. Новгородская школа. 14-15 векМассовое крещение на Руси, как известно, состоялось в 988-992 годах в Приднепровье, на Волыни, в Залесской земле, Новгороде. После этого процесс распространения христианства считается уже постепенным. Однако выявляется ряд фактов, свидетельствующих о том, что на Москови в середине XII века крещение населения было произведено единовременно и в массовом порядке, как это было когда-то в Киеве, Новгороде...

В XI—XII веках христианство нелегко входило в восточно-славянские глубинки - а вятическая Московь представляла собой тогда именно такую глубинку. Вятичи вообще очень поздно приняли новую всемирную религию. Их длительное сопротивление ее распространению определялось долгим автономным существованием могучего вятического племенного союза, откупавшегося от Киева данями. Летописец Нестор еще в начале XII века писал, что вятичи исстари справляют свои языческие обряды, а похоронные тризны со сжиганием покойников «творят... и ныне». В 1113 году вятичи где-то около Серенска убили миссионера Кукшу - монаха Киево-Печерского монастыря — за его проповеди Слова Божия.

По подсчетам археолога Д. А. Беленькой, из 1000 раскопанных курганов Подмосковья, лишь в 36 обнаружены крестики и иконки. «Эти
немногочисленные находки христианских символов в курганах являются показателем не массовой христианизации сельского населения, а только "соприкосновение с вводимой религией", начало которого для Подмосковья датируется в основном II половиной XII века» (47).

В Муромской земле предание рассказывало о страшной битве под городом: язычники сражались с князем Константином Святославичем, вводившем христианство. Время княжения этого князя относится к концу XI или XII в. В словенском Ростове, судя по житию Авраамия, в чудеском конце почитали идола Велеса еще в начале XII века. В Вологде начало христианству положил преподобный Герасим, прибывший сюда из Киева в 1147 году и основавший Троицкий монастырь. На Вятке христианство было принято в 1174 году (48).
На Москови с ее языческими курганными захоронениями существовала в середине XII века сходная с Киевом, Новгородом конца X века ситуация: наличие язычников в подавляющей массе населения. Следовательно, здесь имелась возможность и потребность в массовом, значит, насильственном их крещении.
Collapse )
Nord
  • orei

Унжа-река. Антропология, топонимика, ономастика.

Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части Севера, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”,  девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.

Это Унжа-река,  зеленое море лесов с редкими пыльными дорогами и прожилками студеных речек, иногда пересыхающих летом.


Старый вятский тракт у д. Дешуково. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Collapse )

Лекция «Город, который мы потеряли: Москва в старых фотографиях»

12 февраля в 19:00 приглашаем всех на лекцию Марии Рогозиной «Город, который мы потеряли: Москва в старых фотографиях». Мария Рогозина — специалист по архитектурной фотографии, заведующая отделом научного фотокаталога Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева. Мы поговорим о нашем городе, а также о «Коллекции Музея архитектуры» — новой серии книг, которая знакомит читателей с уникальным фондом главного архитектурного музея страны. Уже вышли две книги: «Фотограф Иван Барщевский: древнерусское зодчество» и «Фотограф Иван Александров. Виды Москвы. Усадьбы. Особняки модерна». До встречи в книжном магазине «Москва» на Воздвиженке (Москва, Воздвиженка, 4/7).

Участники встречи: Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры; Георгий Кучков, директор издательства «Кучково-поле»; Мария Рогозина, автор-составитель книг; Дмитрий Мордвинцев, арт-директор студии ABCdesign.

Barschevsky_Cover

Москва XVII века. Заяузье

Больше всего я пишу о XX веке, иногда о XIX, но почему бы не сдвинуть заржавевший рубильник нашей машины времени и не попутешествовать аж в XVII-ом?
Правда, я в этой эпохе не специалист, но недавно, прогуливаясь по Москве, попала в, как называет это Борис Акунин, "хронодыру" и повстречала людей, знающих это смутное время не понаслышке. Вдвойне повезло, что все произошло в том районе Москвы, в котором я почему-то бываю совсем редко и представляю плохо. Но с такой охраной ни заблудиться не страшно, ни в темные переулки заходить.
Итак, Заяузье, год 1649 от Рождества Христова...


Collapse )
Nord
  • orei

фото выставка «Природные священные места Волго-Окского междуречья

В рамках Плёсской II межрегиональной конференции «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья»  прошла фотовыставка Андрея Малышева. (Кострома-Москва)  «Природные священные места Волго-Окского междуречья».

Жизненная сила и культура великороссов теснее всего связана с ландшафтом малой родины - Волго-Окского междуречья и её природными условиями. На протяжении столетий природа формировала наш жизненный уклад, культуру и верования, а мы, в свою очередь, влияли на окружающий ландшафт.

Collapse )
Nord
  • orei

Установлен пищевой рацион жителей Ярославля времен монгольского нашествия


Сотрудники Института археологии РАН при помощи изотопного анализа сумели определить средний рацион жителей средневекового Ярославля. Об этой работе коллектива авторов доложила на прошедшем в Казани IV (XX) Археологическом съезде заместитель директора Института археологии Ася Энговатова, передает корреспондент «Ленты.ру».


Collapse )